Лебедев стартапы

"Стартап года 2014" закончился, но за кадром осталось много интересного. Один из наших партнёров, компания IKRA IKRA, в этом году впервые поддержала главный всероссийский конкурс стартапов.

Мы поговорили с Василием Лебедевым, куратором школы интерактивных коммуникаций IKRA IKRA, о том, зачем большому бизнесу нужны стартапы, почему важно делать ошибки и что такое реклама на самом деле.

Среди клиентов, с которыми работал Василий, такие компании как Coca-Cola, Panasonic, Heineken, Bayer, BORK, Unilever, Nokia, Pernod Ricard.

Курирует ИКРу, преподает на ИКРе, руководит дипломными проектами студентов по всему СНГ.

— Василий, расскажите, пожалуйста, почему вы решили стать партнёром премии «Стартап года 2014» и поддержать проекты в номинации «Лучший интернет-стартап»?

— Для ИКРы очень важно поддерживать разные начинания молодых и амбициозных специалистов, потому что мы знаем, начинать – это ад. Поэтому мы поддерживать любые начинания и мероприятия, где у людей есть шанс пробовать, ошибаться, и через ошибку идти к истине. К тому же, для нас поддержка премии – отличная возможность прикоснуться к аудитории стартаперов, которой у ИКРы немного на данный момент.

— Чем вы можете быть полезны для стартапов?

— Сейчас вырисовывается очень интересная закономерность, связанная с изменением рекламного рынка. Вся digital-реклама сейчас – это реклама о платформах долгосрочных коммуникаций, которые стартаперы как раз создают. Мы же выступаем связующим звеном между ними, активно смотрим на стартапы, которые ищут способы монетизации этой лояльности через приложения, и в то же время стараемся привнести порядок в рекламный хаос стартап-среды. Мало кто из начинающих предпринимателей понимает, что реклама – это коммуникационная стратегия, это не просто размещение постов в пабликах.

— Правильно ли я понимаю, что сейчас будет усиливаться взаимодействие стартаперов и крупных корпораций, у которых уже выстроены брэнды?

— Да, я считаю, что это точка роста и тех, и других. Стартаперы имеют возможности и силу воли для того, чтобы производить сервисы лояльности для корпоративных клиентов, а брэнды имеют мощнейшую потребности в этих сервисах.

— Какие типичные ошибки у предпринимателей бывают вначале бизнеса?

— Самая распространенная ошибка, которую делают все – это желание быстро сделать прототип. Пока вы не поняли, как будете выстраивать коммуникацию с потребителем, «карму» своего произведения, «травму» человека, которая заставляет его пользоваться вашим продуктом, пользу, которую он будет получать от этого сервиса, большой ошибкой будет входить в производство проекта.

Форма, травмы и польза – это три ключевых параметра любой идеи для стартапера. Понимание этого является мостиком между вашими личными измышлениями, и прототипом продукта, который вы собираетесь производить. Если этого мостика нет, мы получаем ситуацию, когда человек уже пишет код, инвестирует деньги, а потом оказывается, что у аудитории нет потребности в этом сервисе.

— А реклама учит анализировать?

— Да, реклама учит исследовать. Наша отрасль дрессирует рекламистов изучать рынок и продукт, анализировать конкурентов. У стартаперов нет подробного процесса предпроектной подготовки.

Многим кажется, что исследования — это вода. А это — возможность структурировать свои субъективные рассуждения в осознанную систему продвижения, которую уже можно воплощать в жизнь. Поэтому на ИКРе блок про стратегию и продюссирование проектов – один из самых сильных на рынке. Мы уделяем этому очень пристальное внимание, раскапываем, систематизируем. В этом плане мы можем быть полезны стартапам.

— Могут ли стартапы обращаться к вам за подготовкой креативной концепцией?

— В целом разработка креативной концепции — это то, чем занимаются агентства. ИКРа готовит тех, кто создает креативные концепции. Мы учим писать концепцию в своих образовательных проектах.

Для стартапов мы запускаем в 2015 году интересную историю. Она называется «Коллизей». Любой стартапер может прийти и за небольшую сумму денег, намного меньшую, чем заплатил бы агентству, выбрать себе группу студентов, которые будут разрабатывать ему креативную концепцию за какой-то выигрыш. Думаю, многим стартаперам будет интересна эта история.

— Отличная идея! Вернёмся к премии: вы подарили победителям номинации «Лучший интернет-стартап» сертификат на прохождение одного курса в течение года. Какой курс им посоветуете?

— Я бы им посоветовал идти в сторону стратегии. Понимание стратегии для стартаперов будет отличным началом для обучения. Пусть победители отследят курсы про бренд-стратегии и digital-стратегии, и идут на них. Это будет самый полезный выбор.

— Чтобы вы пожелали фаундерам в наступающий сложный период?

— Искать пользу для людей. Прежде всего для людей, а не для себя. Если вы делаете что-то полезное, то они к вам придут и без лишних вливаний с вашей стороны. Это самое важное.

— Большое спасибо вам за интервью!