Идеи стартапов

Идеи для стартапов вы можете во множестве найти в интернете. Кроме того, они могут сами приходить вам в голову по несколько штук на дню.

Однако обратите внимание на исследование, проведенное компанией CB Insights: из него следует, что основной причиной закрытия стартапов (в 42% случаев — огромная доля) является отсутствие рыночной потребности. Другими словами, люди делали то, что никому не нужно — хотя, вероятно, сначала это казалось прекрасной идеей. Только на втором месте в списке лидирующих причин закрытия — закончившиеся деньги, и на третьем — «не те люди».

Из того же исследования видно, что в первую очередь закрываются различные интернет-стартапы, на втором месте — мобильные разработки.

Как проверить идею стартапа?

Во-первых, найдите в интернете как можно больше информации по своей теме. Ищите все, что приходит в голову, узнайте все о существующих реализациях, своих потенциальных конкурентах. Возможно, только это заставит вас серьезно пересмотреть свое отношение к идее или вовсе отказаться от нее.

Нужно ли изучать рынок?

Обязательно. Как говорит Никита Калиновский, основатель компании, разрабатывающей интеллектуальную электронику,

Перед запуском проекта нужно провести предельно детальный анализ рынка, конкурентов, заменителей. Очень важно понять, что у тебя покупают, кто у тебя покупает, почему вообще покупают и почему именно у тебя. О разработке пока речь даже не идёт. Все, что разрабатывается до анализа рынка — время и деньги на ветер.

Танкред Хейс, основатель закрывшегося стартапа Whiteout, сказал (англ.):

Однажды я прочитал в Twitter одну мысль, и с тех пор не могу от нее избавиться: «Самая большая проблема для стартапа — не его конкуренты, а то, что он никого не интересует», — это так верно!

Проверка идеи

Бывает, что начинающие бизнесмены, одержимые своей идеей, забывают проверить некоторые основополагающие вещи. И может оказаться, что:

  • Не сформулирована проблема, которую решает продукт.
  • Людей с такой проблемой не существует.
  • Не сформулировано УТП (уникальное товарное предложение) продукта.
  • Не исследовано, что предлагают конкуренты.
  • Не придумано, как продукт будет зарабатывать.
  • Не посчитаны постоянные и переменные расходы.

Любой из этих факторов (и это далеко не все) может привести к провалу.

Неверные способы проверки идеи

  • Опрос. Все лгут (точнее, стесняются отвечать честно).
  • Полная реализация идеи вплоть до мелочей. Вы рискуете потратить кучу сил, денег и времени впустую.

Как найти инвестора, имея идею?

Любая, даже гениальная идея — это еще не стартап. Если она еще не привлекла ни аудиторию и не принесла вам деньги, инвесторы вряд ли в нее поверят. Вкладывать деньги непонятно в кого — это очень большой риск.

Обратите внимание на образовательные программы, бизнес-инкубаторы, преакселераторы, хакатоны, конкурсы. Там вы сможете найти единомышленников, получить обратную связь, опыт, превратить свою идею в что-то перспективное. Посмотрите список рекомендаций на Rusbase.

Есть известная фраза, которую знают все инвесторы:

Всегда инвестируйте в людей «А» с идеей «А», всегда рассматривайте возможность инвестиций в людей «А» с идеей «Б» и никогда не инвестируйте в людей «Б» с идеей «А».

Даже если у вас восхитительная идея, оцените трезво себя и свой опыт — являетесь ли вы человеком «А»? Или хотя бы «Б»? И попытайтесь посмотреть на себя глазами инвестора.

То, что с одной только идеей или планом инвестора не найти, подтверждает Дмитрий Фирскин, инвестиционный директор AltaIR Capital:

Сегодня любую идею не составляет труда проверить в действии. Получить данные — возможные конверсии, заинтересованность пользователей, расчет окупаемости проекта, вполне можно с минимальными затратами по времени и деньгам — было бы желание. А если вы не можете этого сделать, то у потенциального инвестора вполне справедливо возникают вопросы насчет вашей мотивации, уверенности в целях, способности собрать и удержать вокруг себя команду и общем желании тратить свои ресурсы и силы на проект.

Если проект технологически сложный, то получить инвестиции от фонда на стадии уже проработанной идеи вполне возможно, но и команда должна соответствовать и закрывать все необходимые компетенции, которые должны быть подтверждены предыдущим опытом. (источник)

Другими словами, если у вас есть идея, а больше вы ничего не умеете (или не хотите делать), денег вам не дадут.

Могут ли украсть идею?

Нет, постарайтесь осознать, что ваша идея как таковая никому не нужна. Обратите внимание, в частности, на текст Why nobody will steal your shitty start-up idea — David Ams (англ.). Первым же пунктом там идет «Because nobody cares» («Потому что всем наплевать»). Также см. видео Почему не стоит бояться кражи идей.

О том, стоит ли чего-нибудь ваша идея, хорошо рассказано в статье Можно ли продать идею.

С чего начать реализацию идеи стартапа?

Сначала нужно заняться созданием минимально жизнеспособного продукта (MVP, Minimal Viable Product). Это ваш будущий продукт с минимальным набором функций (или минимальный результат деятельности), чтобы проверить его востребованность и получить первые отзывы. Без этого вы не сможете убедиться, будет ли востребовано то, что вы предлагаете.

Часто ли закрываются стартапы?

Да, очень часто. Само понятие стартапа подразумевает его смерть в 95% случаев. Но предприниматели гораздо реже признаются в неудачах. Обычно стартап закрывается «тихо» (как сказано выше, в 42% случаев он просто никому не нужен).

Rusbase в конце 2015 года составил большой список закрывшихся стартапов, с ним полезно ознакомиться. Даны краткие пояснения, чем занимались ныне мертвые стартапы.