Стадии инвестирования идея посев стартап

Первая стадия посев и стартап

«Посев» (англ. — seed) — это самый ранний этап в жизни проекта, период, когда бизнеса как такового нет и в помине, а есть лишь разработчик или группа разработчиков, воодушевленных какой- либо инженерно-технической идеей и имеющих на руках более или менее обнадеживающие предвари тельные результаты научно-исследовательских разработок. Суть будущего бизнеса угадывается лишь в самых общих чертах, а вопросов больше, чем ответов: непонятно, реализуема ли идея практик чески, окажется ли разработка патентоспособной, сколько времени и денег придется потратить на коммерциализацию и существуют ли вообще для будущего продукта или технологии рынок и потребитель. У проекта на этом этапе полный набор рисков — от технологических до рыночных.

Чтобы убедиться в том, что в идее есть рациональное коммерческое зерно, необходимо дать ей пройти через некий жизненный цикл — а это потребует определенных вложений. И что может оказаться обиднее всего — потратиться придется, возможно, даже для того, чтобы всего лишь убедиться в бесперспективности разрабатываемой технологии. Инновационно-технологический проект чаще всего стартует на скромные средства самого разработчика и не профессиональных инвесторов. Именно ни в меру своих финансовых возможностей чаще всего соглашаются предоставить разработчику стартовый капитал — по личной благорасположенности или заразившись его верой в успех. На первые по-настоящему серьезные инвестиции от профессионалов проект может рассчитывать много позже.

Венчурные капиталисты, управляющие фондами особо рискованных венчурных инвестиций, обычно принимают к рассмотрению проекты, которые требуют вложений в размере одного-пяти миллионов долларов, в зависимости от собственной инвестиционной стратегии. Но им нужна не «голая» идея, а сформировавшийся и правильно «упакованный» бизнес с более или менее просчитываемой перспективой. Средств одних лишь «трех Д» разработчику может не хватить, чтобы развить компанию до состояния, когда она станет привлекательной для венчурного инвестора. В таком случае проект рискует не преодолеть метафорическую «долину смерти».

Так в теории венчурного инвестирования называют начальный период в жизни компании, когда ее развитие требует все новых финансовых ресурсов, а собственного положительного денежного потока у нее нет, поскольку продажи не стартовали.

Существующий на рынке инвестиционный «провал» призваны закрыть инвесторы особого рода: бизнес ангелы и посевные фонды. Для инновационного проекта они служат проводниками через«долину смерти». В обмен на долю в бизнесе эти инвесторы ранней стадии вкладывают в компанию сравнительно небольшие суммы — $50-450 тысяч. Однако принципиально важно то, что они приносят в проект не только деньги, но и собственные бизнес-компетенции и опыт. Они готовы тратить на проект личное время, участвуют в управлении компанией и используют имеющиеся связи, поскольку прекрасно понимают, что это снижает риск их вложений и повышает шансы на успех. Не зря такие деньги называют «умными». Кроме того, опытные бизнес ангелы и посевные фонды, как правило, имеют хороший контакт с инвесторами следующего раунда — венчурными капиталистами, что в дальнейшем облегчает компании подъем по инвестиционной «лестнице». Финансирование проектов на ранней стадии — особый инвестиционный сектор, который пока еще только складывается в России.

Стартап (англ. — start-up) — ранний этап существования инновационного проекта, когда он оформляется в компанию со всеми соответствующими атрибутами: юридическим лицом, командой, бизнес-планом и т. д. Поскольку инициаторами инновационных проектов обычно выступают выходцы из научно-технической и инженерной среды, они чаще всего остро нуждаются в том, чтобы к команде на тех или иных условиях присоединились люди, обладающие бизнес-компетенциями и практическим опытом технологического предпринимательства. Команда должна быть доукомплектована специалистами в финансах, управлении, маркетинге и продажах.

В этот период потенциальные инвесторы оценивают проект в основном по наличию двух составляющих — перспективной рыночной идеи и команды, способной ее коммерциализировать. При этом «идея» не обязательно должна быть оформлена охранными документами. На этапе стартапа компания обычно завершает все основные работы по НИОКР, создает прототип продукта и запускает процедуру патентной и защиты. К концу этапа коммерческие риски предприятия все еще очень велики, но многие технологические вопросы уже решены, а опытные образцы продукта позволяют оценить его технические и потребительские характеристики.